Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Оборванец, 44 - 29 августа 2017 20:07

Все
Из старенького.

Искусство быть учеником. По следам одного разговора.

Обучение и воспитание - процессы, неизбежные для каждого человека. Все люди так или иначе через них проходят. Лучшие из нас учатся до самой смерти. Иные застревают в детстве на десятилетия, так и не поняв сути этих процессов. Быть учеником - это не просто получать новые знания, этот процесс всегда включает в себя двух субъектов и имеет интимную сторону, о которой мало кто говорит.

Разум человека устроен таким образом, что он выхватывает из окружающей реальности только те предметы, которые ему знакомы, те, на которые он может быть сфокуcирован, те объекты, вид и свойства которых могут быть приведены в доступную для осознания форму. Выхваченный предмет воспринимается и осознается, ему выбирается место в постоянно обновляемой картине реальности - в соответствии с предыдущим опытом, который является архитектором текущей версии этой картины.

Что происходит, когда фокус разума пытаются направить на объект, который отсутствует в опыте человека, вид и свойства которого совершенно не поддаются осознанию? В лучшем случае происходит редукция восприятия объекта до такой степени, чтобы он поместился в существующую картину мира. В худшем - человек просто ничего не видит и не воспринимает. Правда, неизвестно, что хуже - искаженное представление об объекте, которое помечено во внутренней картине как истинное, или полное отсутствие каких-либо представлений о нем.

Каким же образом сознание знакомится с предметами и учится отличать их на картине воспринимаемой реальности? Обратимся к примеру младенцев. Маленький ребенок воспринимает реальность почти без фильтров сознания - единой большой картиной, не выделяя деталей, потому что ему пока неведом способ, которым эти детали можно из картины выделить и выхватить в фокус. В первые месяцы жизни вся его реальность в норме сосредоточена вокруг матери и ее груди, причем он воспринимает пока только грудь, а когда в картине вдруг появляется мама, ребенок не сразу отождествляет грудь и маму - для него это до определенного момента отдельные сущности.

Родители, воспитывающие ребенка, формируют его фокус восприятия, через свою любовь, выражающуюся не только в чувстве, направленном на ребенка, но и в конкретных действиях, проявляющих эту любовь зримым образом. Ребенку показывают различные объекты, обращают его внимание на разные части мира, называют их, демонстрируют их свойства, дают их осязать, нюхать, попробовать на вкус. Очень важно, чтобы восприятие предмета шло по всем доступным каналам - только тогда может сформироваться целостное представление о нем. Маленькие дети очень любят брать все в рот, потому что в первые месяцы жизни вкусовый канал - один из основных каналов восприятия.

Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы соотносить вновь получаемый опыт с уже сформированной картиной, он не измеряет окружающий мир своим разумом - он впитывает его. Поэтому направленное на него обучающее воздействие, он принимает практически безусловно. Лишь негативные внешние воздействия, вызывающие неприятные ощущения и боль, приводят к временному закрытию и изоляции разума.

У взрослых людей все происходит наоборот. С одной стороны, они могут взять под контроль боль, и терпеть ее, в случае необходимости, ради познания. С другой стороны, взрослый человек соотносит весь осознаваемый опыт со своей сложившейся картиной мира, и перевод восприятия в режим чистого созерцания требует крайне нетривиальных усилий, к тому же, опыт, получаемый через созерцание, не может быть немедленно осознан и вербализован. В этом смысле, единственным ключом, открывающим разум взрослого навстречу чему-то новому, является искренняя любовь и полное доверие тому, кто это новое открывает.

Тут мы приходим к той интимной стороне, которая упоминалась ранее. Когда человек начинает доверять кому-то, манифестируя свою позицию ученика, он отставляет в сторону все свое эго - все свои принципы, стереотипы и само мировоззрение. Он опустошает свой разум, впуская внутрь учителя, который, действуя изнутри, транслирует свой поток бытия ученику, позволяя тому настроить свой фокус на что-то принципиально новое, что-то, что ранее было недоступно для восприятия. Это по сути глубоко интимное действие между двумя людьми, которое один производит внутри разума другого. Фактически, учитель зачинает в разуме ученика новую идею, действуя всеми доступными средствами, позволяя ученику почувствовать эту идею через все каналы восприятия. Это подобно тому, как мастер-горшечник обучает своих учеников, взяв их руки в свои, и направляет их, показывая те движения и усилия, которые необходимы, чтобы сделать хороший горшок. Никакое объяснение не даст точного понимания этих действий.

Многие из тех, кто декларирует свое желание учиться, оказываются не в состоянии впустить в себя учителя, поскольку они настолько увлечены своей самостью, что измеряют весь мир своими рамками, включая и учителя, от которого они считают себя вправе что-то требовать. Иные из них считают подобное вторжение в свое личное пространство недопустимым. А кое-кто даже полагает, что учителя - это обслуживающий персонал, который всего лишь предоставляет платные услуги, качество которых можно оспорить, и состав которых можно изменить по своему желанию. Это верх безумия.
Добавить комментарий Комментарии: 0

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.