Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

lana, 63 - 12 января 2008 22:34

Все
[COLOR=brown]Бертран Расселл (1872-1972) в своем увлекательном очерке "История западной философии" (Нобелевская премия по литературе за 1950 год) снисходительно упоминает о ключевом понятии учения древнегреческого гения: "Аристотелевское понятие потенциальности удобно разве что в тех случаях, когда без оного можно обойтись... Но когда потенциальность используется им как нечто фундаментальное и несводимое, то каждый раз мы имеем дело с замаскированной путаницей мысли. Так что "потенциальность" - это один из пороков его учения". Как хорошо, что этот кембриджский сарказм запоздал и в 1932 году Нобелевскую по физике успел получить 30-летний немецкий физик Вернер Гайзенберг (5.12.1901 - 1.2.1976) - преемник Аристотеля, открывший еще осенью 1926-го важнейший для физики и философии принцип неопределенности - основу квантовой механики.

Формулировка Аристотеля "существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием уже существующего актуально" отныне расшифрована и развита в фолиантах и сотнях тысяч статей, в изобретениях ХХ века - от ускорителей и лазеров до ультрамикроскопов и суперкомпьютеров. Квантовая теория позволила понять химические процессы, структуру твердых тел, магнетизм, ядерные реакции, "все-все". Детерминизм Лапласа отодвинут в разряд блефов, а "Физика и философия" Гайзенберга потеснила талмуд Расселла.

/ Валентин Анатольевич Белоконь - сотрудник НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член Российской академии естественных наук.

:bonny:
[/COLOR]
Добавить комментарий Комментарии: 0

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.