Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

lana, 63 - 14 февраля 2008 15:07

Все
[SIZE=+1][COLOR=red]Так ли все безоблачно в банковской сфере[/COLOR]?[/SIZE]М.Хазин
[COLOR=darkblue]На прошлой неделе аж два высокопоставленных чиновника озаботились состоянием ликвидности нашей банковской системы. Причем, что характерно, ни один из них не имеет формального отношения к регулированию банковской системы. Последнее, впрочем, понятно – г.Меликьян, поставленный «местоблюстителем» банковского надзора, никогда никаких решений не принимал, а только оформлял чужие решения. Так что его мнение по проблеме ликвидности, а также по всем другим проблемам – никому не интересно. Интересно было бы понять, что думают те, кого он считает для себя безусловными авторитетами, но эти персонажи скромно стоят за кулисами и выходить на свет Божий явно не собираются. А проблема-то имеет место…
И вот, в четверг выступает первый зампред Центробанка Улюкаев, который, по традиции, считается вторым человеком в этой системе (а с учетом близости не только к Кудрину, чьим первым замом он, как и Игнатьев, был много лет, но и к самому Егору Гайдару, «гуру» российских либералов, возможно и первым). И говорит, что Центробанк готов серьезно расширить перечень ценных бумаг, которые он может использовать в операциях РЕПО (покупке с обратной продажей) с коммерческими банками, с целью поддержания их ликвидности.
Зачем он это сказал? Теоретически, такие вещи желательно говорить непосредственно банкам, не афишируя слишком сильно, поскольку реакция российских граждан, как вкладчиков, так и предпринимателей, всегда в таких ситуациях однозначна: «Хватай мешки, вокзал отходит!». Но, с другой стороны, такая информация долго храниться в тайне не может – так что лучше упредить и сказать вслух, тем более что «все так делают».
Есть еще один вопрос. Если Центробанк говорит, что будет принимать для таких операций бумаги, эмитенты которых не имеют инвестиционного рейтинга, то есть широкий простор для спекуляций: в общем, все банкиры знают, куда и какого размера нужно занести чемоданчик, чтобы нужные тебе бумаги были признаны соответствующими стандартам. Так называемые «письма Френкеля» тому доказательство. Но при этом могут возникать разные проблемы у государства – вряд ли банк, который получил в ЦБ сотни миллионов под векселя ООО «Пупкин без сына», начнет проводить на эти деньги клиентские платежи – скорее, просто конвертирует их в доллары и переведет на анонимный счет куда-нибудь на Каймановы острова.
Впрочем, к таким напастям мы уже привыкли. Проблема в другом. Кризис ликвидности у наших банков, как известно, возник из-за того, что наш ЦБ много лет отказывался рефинансировать отечественную банковскую систему и она начала это делать на Западе. Злые языки даже намекают, что это главное и категорическое требование Запада по политической поддержке всесильного (в том числе, и по причине этой поддержки) министра финансов Кудрина: ни в коем случае не допускать, чтобы российские предприятия получали рублевые кредиты, чтобы они были вынуждены сесть на западную кредитную «иглу». Кудрин своё задание отработал блестяще, но как только на Западе начались собственные проблемы с ликвидностью (из-за кризиса доверия, связанного со снижением рынка недвижимости в США), то автоматически все эти кредитные линии были приостановлены или даже закрыты. Что-то Центрбанк сделал – по непроверенной информации около 300 миллиардов рублей было вкачано в банковскую систему за последние недели. Но, судя по всему, проблемы продолжаются.
В выходные Президент России В.Путин, находясь в Австралии, сказал, что государство готово поддержать ликвидностью банковскую систему. Вряд ли он адресовал это сообщение российским гражданам или российским же банкирам – это можно было бы сделать и внутри страны. Да и реакция на такое заявление может быть достаточно неоднозначной, почти все помнят аналогичное по смыслу заявление Ельцина в августе 1998 года. Сказал он это явно банкирам западным – тем более, что привязано оно было к каким-то переговорам по связям банковских систем. А на Западе, в отличие от нас, к таким заявлениям относятся несколько более серьезно. Но для чего такое говорить Западу? Точнее, его банкирам? А представим себе, что ситуация там может быть настолько сложной, что западные банки не ограничатся ограничением выдачи нашим банкам новых кредитов, [SIZE=+1]но и потребуют как можно быстрее вернуть старые…[/SIZE][SIZE=+1][COLOR=red]Вот тут-то может начаться полный кошмар. Наши банки нахватали кредитов сумму порядка 3 триллионов рублей [/COLOR][/SIZE](100 миллиардов долларов) и чтобы их отдать, нужно рубли (которых у них нет, но которые можно получить у ЦБ) конвертировать в доллары. Которых тоже нет у банков, но зато есть у ЦБ, в виде валютных резервов. [SIZE=+1][COLOR=red]Но операция таких масштабов вызовет довольно значительное падение рубля, так [/COLOR][/SIZE]что наши банки при отдаче западных кредитов будут вынуждены согласиться с серьезными убытками.
Но и это еще не все! [SIZE=+1]Наши компании, в том числе и государственные, набрали кредитов еще раза в три больше[/SIZE]. И если им тоже предъявят эти кредиты к возврату (в условиях падения рубля это вполне возможно), то ситуация станет совсем плачевной – если, конечно, просто не погасить эти кредиты за счет резервов ЦБ. Обратим внимание еще на одну пикантную подробность – отвечает за размещение наших резервов на Западе (и, в том числе, отвечает за масштаб откатов при такой операции) как раз Улюкаев. Который, в случае резкого сокращения резервов, несет вполне конкретные убытки. Так что не исключено, что именно этим вызвано его выступление на пошлой неделе.
Впрочем, не исключено, что все эти гипотезы не отвечают действительности, и Путин произнес свои слова просто потому, что их вписал в текс
Добавить комментарий Комментарии: 0

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.